Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Выставка «Панк-культура. Король и Шут»

Выставка «Панк-культура. Король и Шут», которая с шумом открылась 2 марта в Центре современного искусства «Винзавод», всё ещё не сходит с заголовков СМИ. Так, на днях прогремела новость, что с выставки украли жилетку Андрея Князева стоимостью 1 миллион рублей. Сегодня, 3 мая, преступника наконец задержали. Им оказался 66-летний москвич.

Наша редакция посетила «Винзавод» ещё до этого случая. Мы вместе с фотографом Александром Марковым прогулялись по истории субкультуры панка, заглянули внутрь клипов «Короля и Шута» и попускали слюни по той самой жилетке. А о своих впечатлениях решили поговорить с создателями выставки — Энрико Мазавришвили, Агнией Стерлиговой, Борисом Барабановым, Василием Успенским, Агатой Нигровской и, конечно, Андреем Князевым.

Как родилась идея создать выставку, посвящённую панку и творчеству группы «Король и Шут»?

Энрико Мазавришвили: В «Яндексе» всё начинается с данных. Мы заметили невероятный рост прослушиваний группы «Король и Шут» на «Яндекс Музыке»: только в 2022 году они выросли в четыре раза. Мы начали изучать этот феномен и поразились, какая широкая аудитория у группы. Понятно, что у легендарной группы — огромное количество фанатов. Но, по статистике, у «Короля и Шута» недавно появилось много молодых слушателей, которые вирусят треки Горшка и Князя в соцсетях, делают с ними мемы и снимают видео.

В «Плюс Студии» родилась идея снять сериал, а у меня сразу возникла мысль, что из феномена группы «Король и Шут» получится большой выставочный культурно-образовательный проект.

— Как долго вы и ваша команда трудились над созданием такой масштабной экспозиции? Что было самым сложным при её создании?

Агния Стерлигова: Выставка получилась действительно похожей на аттракцион. Мне кажется, это классно! Потому что пытаться мимикрировать под сегодняшнее визуальное представление о панке странно и неинтересно. Мы не хотели идти по пути реконструкции и копирования, потому что мы бы не попали [в цель] всё равно. Поэтому мы думали о том, как создать рамку, в которую мог бы уместиться противоречивый, интересный, живой контент. И чтобы экспозиция и развлекала, и помогала понимать и потреблять содержание.

Выставка разделена на две части. Это связано с самим пространством «Винзавода» и дуалистичностью темы. В раздел, посвящённый «Королю и Шуту», хотелось включить мифологию, визуальную айдентику группы. В этом помог сам зал: у него своды, практически как у замка романского стиля. Остальное должны сделать экспонаты, инсталляции, интересные тексты и факты. Мне самой была безумно интересна тема. Я на этом проекте прослушала все композиции группы «Король и Шут». Надеюсь, что не только молодая аудитория, но и люди с опытом, люди, которые себя причисляют к культуре, придут и не будут критиковать.

_dsc9393

— Выставка, как мне показалось, больше говорит про рок в целом. Вы отбирали артистов, исходя из собственного понимания панка? Что такое панк для вас?

Борис Барабанов: Это исследовательская часть нашей работы. Вот тут-то мы и занимались поиском границ. Нельзя сказать, что есть устоявшееся определение панк-рока или панка. Люди говорят «панк» — и в голове всплывают картины, образы, эмоции. Сказать, что существуют чёткие определения панка как музыки, панка как образа жизни? Они, конечно, есть, но, честно говоря, нам предстояло их создать заново. Мы этим и занимались, исследовали.

Василий Успенский: Можно очень долго спорить, кто панк, а кто не панк, и у трёх человек будет пять разных мнений. Потому что панк, как свободная система, не имеет чётких границ. Да и сам по себе панк может быть очень разный, в том числе и западный. Есть очень много западного панка, которого мы панком никогда не признавали. Кажется, что русские представления о панке более радикальные, чем западные. Связь панка с модой для значительной части русских панков странна и даже противоестественна, потому что «панк должен всё отрицать»! У нас такой нигилистический панк. И не потому, что у русских панков не было денег, чтобы заниматься модой, а потому что в основе — другая движущая идея. Буквально про каждого героя в течение выставки были споры. Егор Летов — он вроде сибирский панк, а кто-то говорит — да никакой у него не панк, а рок. С этим можно согласиться, а ещё с тем, что это тоже панк. Башлачёв — вот панк он или не панк? Я уже не говорю про «Аквариум». Считается, что русский панк начинается с выступления «Аквариума» в Тбилиси, но всё-таки «Аквариум» назвать панком у меня язык не поворачивается. Поскольку у панка нет формальных чётких признаков, то есть это не стиль, это некое направление мысли, то и определение ему может быть только личное. Мы старались принимать решение, которое всех устраивает. Поэтому мы исходили из субъективного, внутреннего понимания панка. Кажется, что для движения панка — это самое главное.

— Насколько сложно создавать выставку, посвящённую такому явлению, как панк, которое не имеет одной и единственно верной трактовки?

Василий Успенский: Тут всё равно есть опорные точки в виде музыки и моды. Сложность была скорее в том, что панк в принципе не про материальное. Выставка в моём старорежимном искусствоведческом представлении предполагает показ предметов подлинных, прежде всего. А панк — он не про предметы, он про энергию, которая эти предметы разрушает. Можно, конечно, выставить разбитую гитару, но важнее не осколки гитары, а сам акт её разрушения. В этом и есть основная сложность. Тут приходит на помощь мультимедиа и другие способы фиксации. У нас новый формат выставки, в котором на зрителя воздействует сразу и звук в наушниках, и видео на экране, и предметы, и рассказ.

На какие детали экспозиции стоит всем обратить особое внимание?

Борис Барабанов: Если говорить про картину, то это большое полотно, баннер товарищества «Новые Тупые», на котором написано «ИДИТЕ В ЖОПУ ЛЮБИТЕЛИ ИСКУССТВА». Если объект, то гитара Егора Летова с его наклейками. С одной стороны, в этом есть какая-то такая сакральность, которая вроде как панку чужда. Но почему нет? Какой-то трепет можно ощутить в её близости. Потому что это не просто артефакт, он рукодельный. В этом что-то есть. Даже с художественной точки зрения очень интересный экспонат.

Агата Нигровская: На мой взгляд, один из самых важных экспонатов на выставке — это черновики, которые легли в основу изданий «Король и Шут. Старая книга» и «Король и Шут. Старая книга II». Ещё — это рубашки Князя. Мне кажется, в них очень много души — как они сделаны, как они нарисованы! Это то, что буквально на коленке рисовалось в те времена, когда группа была неизвестной.

_dsc9598

Несколько слов для тех, кто ещё сомневается, стоит ли туда идти?

Энрико Мазавришвили: Мы проделали огромную работу и создали особое VR-пространство для подписчиков «Яндекс Плюс». Я не эксперт, но я никогда не видел на выставках такого формата. Думаю, что всем будет очень интересно. Рядом с VR-пространством, кстати, можно посмотреть коллекцию одежды, аксессуаров и сувениров, посвящённую группе и сериалу.

Игорь Панкер Гудков: Выставка попсовая в хорошем смысле слова, она яркая и очень интересная. В российской культуре есть Егор Летов, масштаб фигуры которого недооценен. Когда я увидел его комнату на выставке, я испытал очень трепетные чувства. Я думаю, что это просто интересно, поэтому аттракцион с VR-очками мне очень понравился. А зал «Короля и Шута» оказался даже больше, чем я рассчитывал. Получилось целых две выставки в одной.

Андрей Князь Князев: Выставка — это беспрецедентное событие. У меня много концертов в разных городах страны и я на каждом говорю: «Ребята, если у кого-то есть возможность — приезжайте в Москву. То, что сейчас происходит, вы в жизни не видели. Это очень круто». Во-первых, это наша субкультура. Мы всё детство провели в теме панковской. Клуб Tamtam — он же был насыщен панк-роком. Горшок увлекся панк-роком и заразил всех нас, мы горели этим. Сначала мы слушали «Ленинградский рок-клуб» и думали, что панк-рок — это «Алиса», а потом Горшок прибежал, говорит: «А вы слушали такую музыку?».

На самом деле, очень круто, то что сейчас это всё происходит. Хотел бы пожелать развития направлению, потому что молодёжь надо знакомить с культурой панка. Кто-то говорит «говнари» про панк-рокеров, но, я думаю, что это особая культура. Мы были в Германии в музее Ramones. Я думал: «Блин, у нас такого нет!». А теперь у нас такое есть, это очень здорово.

Выставка «Панк-культура. Король и Шут» открыта до 31 мая.

Организаторами выставки являются бюро Planet9, «Яндекс Афиша» и «Плюс Студия».

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика