Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Нюрнбергские мейстерзингеры

Спустя 125 лет со времён премьеры, 210 лет со дня рождения Рихарда Вагнера и месяц после общественно-политических событий в России летом 2023 года, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев объявил о премьере «Нюренбергских мейстерзингеров» в Петербурге. Она проходила в рамках акции «Месяц Вагнера». Эксперимент большой во всех смыслах. Объявить целый месяц тяжелых и по исполнению, и по своему масштабу опер – смелый ход. Длится спектакль вместе с антрактами 5 часов 35 минут, а зная желание маэстро, чтобы его оркестр звучал филигранно,– так могло быть гораздо дольше. Не секрет, что задержки Гергиева связаны с репетициями оперы вплоть до самого времени премьеры.

Мейстерзингеры – средневековое слово. Так называли себя в средневековье поэты-музыканты из бюргерского сословия. Иными словами, ремесленники, обладающие талантом исполнения собственных песен и объединяющиеся в литературно-просветительские общества.

Итак, место действия – Мариинский театр и XVI век в еще разрозненной, всей в княжествах, Германии. Город Нюрнберг и церковь, наполненная по выходным честными немецкими семьями. И сквозь бюргерство проглядывается романтический рыцарь (Михаил Векуа). Он хочет жениться на дочери ювелира Погнера (Евгений Никитин). Как сказал бы профессор Жаринов, «типичная история Хуана и Марии». Но любовная интрига нужна лишь затем, чтобы показать силу поэзии и искусства в жизни обыкновенных людей, у которых нет времени на разбирательство с изящной словесностью. Им нужно здесь и сейчас – в Мариинском театре, в 19 часов ровно. И Ева должна достаться не Вальтеру, а Бекмессеру. Он умеет угодить “начальникам”, и ювелир не против отдать дочь за богатого и состоявшегося музыканта.

Отводя на задний план любовную интригу, перед зрителем возникают мудрые как Боги мейстерзингеры. В церкви они экзаменуют рыцаря Вальтера. Давид (Андрей Попов), ученик самого справедливого из них, пытается за двадцать минут выдать краткий дайджест для желающих поступить в консерваторию или заполучить Еву Погнер (Ирина Чурилова). Мысли Давида направлены на образование, Вальтер же мечтает о любви. Обе арии воплощают в себе творческую синергию, способную выжить при любом мироустройстве, даже когда консервативные музыканты давят песне на горло.

nmeizinger_popov_kiknadze_by_neff

Иное послание опера несет через образ башмачника Сакса (Михаил Петренко), говорящего о свободе творчества и величии немецкой нации. Он – непонятый художник системы, признающий «молодую кровь», реально существовавший драматург. Сакс выступает за ремесленничество и в творчестве, но при этом помогает Вальтеру, редактируя текст его второй песни так, чтобы пронять взрослых «дядь», которые всем все доказали, теперь у них есть право судить и рядить, осуждать новое, не подвергающееся оценке творчество рыцаря. И если бы не последние пятнадцать минут, где Сакс восхваляет не народ, а именно что отдельную нацию, опера могла бы быть попросту замечательной. Но это скорее претензии не к исполнителям, а к писавшему либретто Вагнеру. Посреди мастеров, бронзовых памятников из традиций, Вальтер не может самостоятельно выразить талант, ему нужна форма. Сакс – это мудрец, осознающий, что никто не умаляет его признания, попросту приходит другое время, другая музыка и другой талант. И у башмачника хватает мудрости и глубины облечь его в форму, дать основу понимания мейстерзинга, но не закидывать постулатами.

Экзамен для мейстерзингера – это путь в тайную кузницу таланта, возможность общаться с близкими по перу и духу людьми. В средневековой Германии авторитет доказывался не дипломом бакалавра филологического факультета, а делом, и любое мастерство священно. Подражать пению птиц может каждый, но как изобразить зиму в музыке? Как сделать так, чтобы слушателю стало холодно и его сердце растопилось от жара любви абсолютно посторонних людей? Без знакомств внедриться в постороннюю организацию, многолетнюю семью песенников вызывает не просто трудности. Нужно где-то стать такими, как они, а где-то не высовываться. Как сказал бы Довлатов, «умение жить». Но, увы, спрятать талант в конъюнктуре у Вальтера не получается.

Вальтер как раз отражает одну из черт настоящего гения – его текст не могут исполнить так, как задумал он сам. Антагонист Бекмессер, один из мейстерзингеров, (Ярослав Петряник) просто не понимает, что за песня перед ним, из-за чего ищет похожие по звучанию слова, и все это образуется в одну большую чепуху. Старшему поколению свое время и свое место, новому – свое. И дружба между Саксом и Вальтером подтверждение тому, что не стоит бояться вовремя уйти.

После спектакля зрители не добегут до закрытия метро, но пять с половиной часов удивительной режиссерской работы, декораций и, наконец, оперы стоят того, чтобы прокатиться домой на такси.

Фотографии Мариинского театра

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика