Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Что почитать

книжные рекомендации от ваших кумиров

«Портал Субкультура» собрал базовые инструменты для тех, кто хочет писать действительно хорошо — писателей, журналистов, копирайтеров и просто желающих внятно излагать мысли. 

как писать хорошо

Грамотность

«Тотальный диктант»

Чтобы быстро восстановить базовые знания о грамматике и пунктуации, отлично подойдут шесть коротких тестов от проекта «Тотальный диктант». Они составлены на темы, в которых участники ежегодных диктантов ошибаются чаще всего: обособление однородных членов, определений и вводных слов, запятая перед «как», тире между подлежащим и сказуемым, слитное и раздельное написание «не» с прилагательными. Если совсем забыли школьную программу, перед тестом посмотрите соответствующий видеоурок  —  им снабжена каждая тема.
На сайте также есть видеоразборы «Тотального диктанта» и несложный тест из трех частей, третья из которых — последний диктант по тексту Леонида Юзефовича, обладателя премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». 
 

Проект «Главред»

«Главред» действует как фильтр: избавляет речь от штампов и излишеств. После него ваш текст не будет прежним (правда!). Специальный сервис выделяет словесный мусор, и после проверки вы поймете, что пишете очень-очень-очень плохо. Дышите, это нормально. И идите читать советы Главреда и блог Максима Ильяхова, автора проекта. Они объяснят основные правила информационного стиля (вкратце: упрощайте, сокращайте, думайте).  Именно информационного, отказываться от причастных оборотов в вашем великом романе не нужно. Еще у «Главреда» есть бесплатная и крайне полезная рассылка, книга «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» и Telegram-канал.
 

Видеоуроки 

Ирина Щеглова

Ирина Щеглова, автор популярных книг для подростков и опытный рецензент, с 2013 года ведет толковый Youtube-канал с лекциями и записями литературных семинаров. Лекции полезно смотреть начинающим писателям, потому что Ирина Щеглова знает их слабые места и акцентирует на них внимание. Особенно рекомендуем урок о диалогах — сложная и мало кому дающаяся тема. Ирина подробно разъясняет, что современный диалог должен быть динамичным, структурированным, а герои — активными, действующими на фоне разговора. И тогда и только тогда не получится «воды» и «мыльной оперы». 
 

Книги

«Слово живое и мертвое. От „Маленького принца“ до „Корабля дураков“» Норы Галь

Более всего известная по русскому переводу «Маленького принца» Сент-Экзюпери, переводчица и редактор Нора Галь еще в 70-е написала лучший учебник по живой речи — речи без обилия канцеляризмов и неуместных заимствований. По-хорошему, «Слово живое и мертвое» следовало бы включить в школьную программу, но тогда школьники завалили бы ЕГЭ, где без штампов никуда. Любое заимствованное слово Нора Галь советует заменить русским, а отглагольное существительное — глаголом. И если с иностранными словами все не так просто («чирикалка» вместо «Твиттера» не сделает текст проще и понятнее, согласитесь?), то отглагольные существительные — истинное зло для художественного, да и любого текста. Нора Галь показывает, как этого зла избежать и писать свое «слово живое».
 
НОРА ГАЛЬ ЦИТАТА
 

«Режим гения. Распорядок дня великих людей» Мейсона Карри

Мейсон Карри рассказывает о типичном дне знаменитых людей: писателей, поэтов, музыкантов, режиссеров, актеров, ученых и общественных деятелей. Хемингуэй и Симона де Бовуар вставали рано и писали согласно расписанию, Кафка вечно ждал музу, в то время как Жорж Сименон садился за работу изредко, а основное время пьянствовал и развратничал, то есть, конечно же, набирал материал для своих трудов. Творческий метод у великих разный, но одно общее — работа всей жизни. «Режим гения» мотивирует вас искать собственный метод работы и планирования, и цель Карри — продемонстрировать эффективность жизни осознанной. Если же «тайм-менеджмент» звучит для вас как ругательство, то «Режим гения» хорош и просто рассказ о привычках Фрэнсиса Бэкона, Джейн Остин, Федерико Феллини, Зигмунда Фрейда и целой вереницы других — разных, но очень талантливых.
 

Курсы

Петербург. Литературная мастерская Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова. 28 500 рублей (для студентов 23 500). Онлайн-курс 22 000

Андрей Аствацатуров («Люди в голом», «Осень в карманах») и Дмитрий Орехов («Серебряный колокол») — прежде всего филологи и потом уже писатели. Поэтому, чтобы научить студентов использовать сложные техники, они на каждом занятии разбирают классические произведения. Учат писать правдоподобный диалог на примере О’Генри и Набокова, а внутренний монолог — как Вирджиния Вульф. После лекций студенты сдают на проверку рассказы, а также встречаются с приглашенными литературными звездами: Леонидом Юзефовичем, Михаилом Елизаровым, Германом Садулаевым и другими. Внимание: до начала занятий осталось всего две недели. 

 

Москва. Creative Writing School

Авторский курс Дмитрия Быкова в рекламе не нуждается, но в Creative Writing School есть не менее интересные преподаватели с менее громкими именами: лауреат «Национального бестселлера» Ольга Славникова, финалистка «Русского Букера» и «Ясной Поляны» Алиса Ганиева, шеф-драматург центра им. Мейерхольда Саша Денисова. Занятия в CWS разделены на сезоны, и всегда можно заниматься бесплатно. Для этого нужно выполнить конкурсное задание и сдать его примерно за месяц до начала основного набора — для осеннего сезона это было 15 августа. Следите за новостями, чтобы не пропустить зимний конкурс.
Не москвичам рекомендуем относительно недорогие онлайн-курсы и очный интенсив в Петербурге: с 3 по 7 ноября преподаватели расскажут, как создавать прозу, нон-фикшн и комиксы. Есть шанс попасть на интенсив бесплатно: просто напишите текст на заданную тему и пришлите до 28 сентября. Удачи!
 

Москва. Школа редакторов. 40 000 рублей (для студентов 20 000)

В «Школе редакторов» учат верстать, проектировать интерфейс, работать с клиентами и ещё много чему хорошему, но нам важен блок редактуры Максима Ильяхова. Того самого, который Главред. Ильяхов возглавляет курс «Инфор­ма­ци­он­ный стиль и редак­тура текста», который длится четыре дня и делает из личинки графомана адекватного пишущего человека. Если сомневаетесь, смотрите суперполезную лекцию Ильяхова
 

Telegram-каналы

WriterStuff

Тонны практической информации для писателей и сценаристов. Нам больше всего нравится рубрика #памятка_автору с советами Стейнбека и инструкцией типа «Как убить персонажа», но есть и более серьезные посты: об архетипах персонажей, о сюжетных арках, о преодолении творческого кризиса и о структуре сюжета. У канала есть страничка ВКонтакте и два чата: основной для профессиональной болтовни и учебный, чтобы выполнять упражнения и прокачивать навык стротеллинга.
Похожие каналы: Writer's Digest, 555 слов
 
День за днем и пост за постом напоминает, как правильно говорить и писать. Чтение канала избавит от точек после заголовка, «коллег по работе» и прочих речевых извращений.

Похожие каналы: Исправил, Грамотность на «Меле», Correctarium

О закрой свои бледные ноги! 

В Telegram популярны каналы о нелепых фразах в СМИ и рекламе — которые «и смех и грех». Предлагаем учиться на чужих ошибках. 
Тексты в «О закрой свои бледные ноги!» показывают, как писать не надо: не надо одевать Дональда Трампа в патриотичное синее платье, не надо делать каждый заголовок игривым (привет русскому Vogue) и разглядывать в штанах у Тима Кука айфон. А еще анонимный автор канала мотивирует вычитывать текст (особенно заголовки!) и отслеживать все дополнительные смыслы — потому что любое невинное слово будет истолковано не в вашу пользу. 
 
О более сложных и продвинутых инструментах читайте в следующем материале «Полезные ссылки для тех, кто хочет писать лучше. Продвинутый курс».