Музыкальная «Школа Рока» для взрослых существует в Санкт-Петербурге уже восьмой год. Её ученики не только овладевают техникой игры на инструментах, но и собирают свои коллективы, с которыми потом выступают на фестивалях, конкурсах и баттлах. Одно из отчётных соревнований, «Битва Вокалистов», пройдет в клубе «Цоколь» 1 мая. Создатель и управляющий школы, а также владелец клуба Константин Голенев рассказал о том, как он сделал огромный вклад в музыку, не будучи при этом музыкантом.
– Как тебе пришла в голову идея создать подобный проект?
– Особой романтики здесь нет. Мы с моим другом Димой сидели, выпивали. В то время мы работали в других местах. Я, например, занимался бизнесом, связанным с общепитом. И получилось так, что мы прочитали в интернете про школу рока в Самаре, которая также стала открываться по разным городам. Она, по-моему, до сих пор существует. С некоторыми школами в других городах мы общаемся, например, даже с французской. Мы почитали, связались с самарской школой, открыли здесь их филиал, но в итоге стали делать всё сами. Поначалу мы думали просто расклеить на каждом доме в Купчино (первый филиал школы был именно там) объявления «Уроки гитары, приходи к нам». Мы думали, что наибольшей популярностью будут пользоваться именно гитара и барабаны.
– То есть изначально проект задумывался как альтернатива классической музыкальной школе, а именно – обучение игре в рок-группе?
– Мы вообще не думали о том, что будем создавать группы. Наверное, первоначально мы хотели заработать денег – это будет честно. Но ещё до открытия к нам стали приходить люди, и довольно быстро мы набрали под сто человек, готовых регулярно заниматься, поэтому сбор ребят в группы начал происходить естественно. Это получилось очень легко, потому что ребята этого хотели, а нам это было интересно. Мне так точно: я ходил на все их репетиции и получал от этого большое удовольствие. Тут же мы добавили наш бесплатный бонус – возможность репетировать в школе. Затем решили провести наш первый отчётный концерт, который прошёл в клубе «Цоколь», тогда ещё находившемся в другом месте. Концерт прошёл отлично, клуб был забит учениками и их друзьями – на тот момент выступали уже пять групп, помимо музыкантов, играющих индивидуально. Ну а самым популярным предметом оказался вдруг, неожиданно для меня, вокал. Наверное, потому, что сам я никогда не пел.
– А играешь ли ты сам на каком-нибудь музыкальном инструменте?
Читайте также
– Нет. Музыку я всегда очень любил слушать, ходить на концерты. Причём музыку я люблю самую разную, сказать, что я поклонник исключительно рока, нельзя. Любую хорошую музыку, и слушатель я очень «благодарный», потому что в музыке ничего не понимаю. Сказать, где человек ошибся во время выступления, или где у него недочёты в исполнении, я не смогу. Зато с удовольствием прочувствую атмосферу.
– То есть ты гораздо больше понимаешь в управлении проектом, чем в музыкальном мастерстве?
– Да, и это идеальный, наверное, вариант, который у нас получился, потому что всей организационной работой, всеми рутинными задачами, которыми творческий человек заниматься не хочет, не любит или не умеет, занимались мы – я и Дима. В итоге, как мне кажется, у нас были созданы лучшие условия для работы наставников – у них нет таких обязанностей, как ведение журналов, планирование расписания. У нас есть для этого администратор, я, управляющий, арт-директор – все, кто занимается тем, чтобы наставник только пришёл и выполнил свою работу, связанную с обучением.
– Где вы искали первых наставников? Это были ваши знакомые, или вы искали в Интернете?
– Нам очень повезло, первых четырёх наставников мы нашли по объявлению на «Авито». Так как я ничего не понимаю в музыке, я проверял их на человеческие качества: доброту, любовь к людям, открытость, общительность. Если человек «негативщик», с ним, если честно, хочется поскорее попрощаться, даже если он крутой музыкант. Такие ребята были, даже из известных групп. Пример такой: музыкант просто показывает мастер-класс. Ученик месяц ходит, смотрит мастер-класс, но ничему не учится. Были и те, кто «забивал» на процесс обучения, и в приоритет ставил свои выступления, гастроли и так далее. У крупных групп это часто бывает – тоже приходилось расставаться. В общем, «звёздность» наставника не гарантирует того, что результат будет хорошим. Как и в спорте – хороший игрок далеко не всегда хороший тренер. Техника игры – это, конечно, круто, но я бы советовал обращать внимание ещё на то, чего добились его ученики.
– Сейчас «Школа Рока» очень известна. Как вы её раскручивали, открыли так много филиалов?
– И ещё будут! Сейчас занимается уже около семисот учеников, и нужно их размещать в трёх школах, в расписании не хватает времени. Поэтому на осень у нас стоит задача открыть ещё один, сейчас мы выбираем район. А вот раскручивались мы совсем просто. Я считаю, что современные способы рекламы, такие как таргет, SMM и всё остальное хорошо для продукта, который либо только вышел на рынок, либо, когда нужно, простите, впарить.
Я всегда говорю администраторам, что они не продавцы, и если кому-то наше дело не интересно, то и не надо пытаться ничего продавать. Я считаю, что наибольшим успехом пользуется сарафанное радио. Мы предоставляем людям хорошие услуги, а они за это нас благодарят тем, что рассказывают о нас своим друзьям. Именно этому мы и обязаны своим успехом. А еще мы не останавливаемся на том моменте, когда человек отходил четыре занятия, мы взяли деньги, и всё, спасибо, до свидания, не хочешь дальше – не надо. Мы постоянно мотивируем учеников, у нас есть отчётные концерты, которые всегда представляют собой своего рода конкурс. Например, это возможность выступить на фестивале «Живой».
– Расскажи, пожалуйста, про то, как «Живой» связан со школой?
– На одном из фестивалей мы познакомились с организаторами, Андреем и Димой Новиковыми – это фронтмены группы «Площадь Восстания» – и пообщались с ними на тему возможности наших учеников играть там. Речь идёт о группах, которые будут достойны там выступить. И вот уже четвертый год на каждом нашем отчётном фестивале проходит отборочный тур, и в финале, который приходится на День рождения «Школы Рока», мы как раз выбираем тех, кто поедет на «Живой».
– Не все могут дойти до выступления на «Живом», а как проходят отчетные концерты школы?
– День рождения «Школы» тоже проходит в больших клубах. Раньше был в клубе Jagger, но он закрылся. В этом году будем думать, где проводить: либо в «Зале Ожидания», либо в «Авроре». Мне доставляет невероятное удовольствие смотреть на то, что сам я бы вряд ли сделал. Каждый наш отчётный я веду, общаюсь со всеми как в гримёрке, так и на сцене. И это прекрасно – видеть человека, который пришёл, ничего не умея, а через год у него уже свой коллектив и материал.
– Были такие ученики, которые пришли, когда школа только открывалась, а сейчас до сих пор занимаются музыкой?
– Такие есть, например, довольно известная группа «Шоколадный Торт». Эту группу основали Никита и Гоша, которые занимались у нас раньше. Никита занимался вокалом и гитарой, а Гоша бас-гитарой. Я помню их первое выступление на нашем отчётном фестивале, это было прекрасно и довольно забавно, они ещё слабенько играли, но мне очень понравилось. Мы им помогали с записью, в итоге они выпустили первый альбом, а сейчас у них уже много фанатов, ребята снимают крутые клипы, да и музыка у них сама по себе очень качественная – хороший такой поп-панк. Я думаю, у них большое будущее.
Чуть моложе «Торта», но ничуть не менее талантливые ребята – группа Aunt Tabby – тоже наши ученики: Гоша и Яна. Сейчас они записывают уже второй альбом, выступают в «Ионотеке» и других питерских клубах, а скоро поедут и в Москву. Уже выпустила первый альбом группа NineMe в составе Лёни и Сергея, который также занимались у нас. Скоро будем помогать им записывать клип.
– Сейчас школа оправдывает твои ожидания, первоначальную задумку?
– В общем, да. Хотелось бы, чтобы группы поменьше распадались, были более активные. Но в целом я всем доволен. У нас не было чёткого плана, но мы всегда получали удовольствие от того, что делаем. Конечно, есть задачи, которые не хочется, но надо сделать, бывают конфликтные ситуации, в том числе и с учениками. Негативных отзывов не так уж много, но они есть, то есть не всё идеально – это норма для любого бизнеса, а тем более, когда работаешь с творческими людьми.
– Есть какие-то явные минусы, которые можно исправить?
– Есть. В первую очередь это ремонт: звукоизоляция и вентиляция. В двух школах жалуются на шум соседи, летом в помещениях бывает довольно жарко. Всё не так просто, например, не все арендодатели разрешают менять вентиляцию. Бывают ситуации, когда ученик только пришёл, а барабанная установка повреждена. Человек может написать негативный отзыв, но дело в том, что установка уже отслужила год, и сломалась как раз в этот момент. А вообще, заметил, что большинство замечаний я получаю в личные сообщения – это меня очень радует. Я говорю про те ситуации, когда мне пишут, и мы быстро начинаем решать проблему. Раньше я относился очень эмоционально, поднимал всех сотрудников на уши и призывал к исправлению, сейчас реагирую уже спокойнее – сначала сам разбираюсь.
– Окупается ли школа? Приносит ли деньги подобный бизнес?
– За историю школы у нас было всё. Было и совсем плохо – убытки на полтора миллиона в год, но мы были неопытны, и менялись. Сейчас всё хорошо. Сказать, что мы делаем миллионы нельзя. Сейчас я общаюсь с возможными партнёрами, с которыми мы планируем открыть «Школы Рока» в других городах под нашим брендом и с нашим логотипом, и убеждаюсь, что с одного филиала огромных денег не заработать, но достойно жить можно.
– С развитием интернета появилось огромное количество видеоуроков, доступных самоучителей и так далее. Люди не стали от этого меньше приходить?
– Ну, во-первых, у нас в проекте есть открытие онлайн-школы, но онлайн никогда не победит простое человеческое общение с наставником рядом. Например, человек начинает заниматься сам по видеоурокам с YouTube, и в какой-то момент у него возникает ступор. Очень часто к нам приходят именно в такой ситуации.
– Приходилось ли кого-нибудь переучивать?
– Это вообще регулярная практика. Причём не только самоучек, но и тех, кто занимались с другими преподавателями. С самоучками всё понятно: ученик не видит себя со стороны и не знает, где совершает ошибки. Например, неправильно ставит руку: начал играть на гитаре, но всё уже пошло не так, и дальше у него не получается освоить ту или иную технику. После чего приходит к нам, и мы ему «ломаем руки», то есть начинаем всё сначала. С такими проблемами приходили даже ребята, которые играли в довольно известных коллективах – и у них, бывает, неправильно стоит рука! То же самое касается барабанов, вокала – всего. Со своей стороны, я могу гарантировать то, что наши наставники прошли все необходимые собеседования, они точно профессионалы.
– Как вы контролируете качество преподавания?
– Только по результату. Сейчас мы ввели и мотивационное материальное поощрение для наставников, оно растёт в зависимости от того, каких успехов добивается его подопечный. Один очень важный момент: у нас не образовательное учреждение. У нас нет ни экзаменов, ни оценок, ни как такового учебного процесса. Мы не выдаём никаких сертификатов, дипломов – ничего подобного. Основная задача школы – получение удовольствия человеком, который пришёл заниматься. Поэтому, если есть ученик, который занимается гитарой, и каждое занятие он приходит и играет «Smoke on The Water», потому что он устал после своего офиса, то я не буду ему в этом отказывать.
Что касается профессионализма, то мы уже набрали такую базу авторитетных среди петербургских музыкантов наставников, и когда приходит новенький, то он проходит два-три собеседования. Первое из них проводит наша управляющая, Мария – на человеческие качества. Затем она направляет вновь прибывшего к уже зарекомендовавшему себя наставнику, а он в свою очередь проводит с ним собеседование на профессиональные качества. Но даже если с нашей стороны преподаватель скажет, что соискатель нам не подходит, то это ещё не значит, что мы его не возьмём. Скорее всего, мы отправим его к ещё одному наставнику, который также проведёт собеседование. Ну, если откажет и он, то придётся отказать. Пока такой фильтр себя зарекомендовал. Когда с преподаванием что-то не так, это очень быстро становится заметным по поведению учеников, их недовольству.
– А как обстоят дела с детьми и их обучением? Дети ведь далеко не всегда будут показывать своё недовольство, многие просто испугаются.
– Ну, во-первых, новеньким мы никогда детей не доверим. Во-вторых, у нас есть одно важное правило – ребёнок до двенадцати лет обязательно занимается в первый раз без родителя. Это нужно для того, чтобы наставник понял, что ребёнок захотел сам, а не кто-то его заставил. В противном случае мы ученика не берём, вне зависимости от того, что хочет мама или папа.
– Под конец спрошу про гитарные баттлы, информацию про которые можно увидеть на сайте «Школа Рока». Как там всё происходит?
– Вообще, там очень круто. Используется качественное оборудование, все выступающие хорошо готовятся, и вообще организация на высоком уровне. Это первые гитарные баттлы такого уровня даже не в России, а в мире.
– Кто придумал баттл?
– Сергей Табачников и Дмитрий Кузьмицкий. Сергей Табачников из группы nobody.one подружился с нашим бывшим учеником, Дмитрием Кузьмицким. Дима занимался у нас довольно долго игрой на гитаре и вокалом, у него была парочка своих коллективов. И вот, прошлой зимой он подошёл с идеей такого гитарного баттла и спросил меня, хочу ли я участвовать в её осуществлении. Я согласился, сказал, что, во-первых, можно будет проводить его в «Цоколе», а во-вторых, мы поможем с финансированием и организацией съёмок. Таким образом мы договорились. Дима нашёл первых, кто будет баттлиться – тогда выступили Олейник и Табачников. На одном из баттлов я был в жюри.
– Как будут проходить баттлы дальше, планируется ли что-то новое?
– Многого я сказать не смогу, потому что этим проектом занимаются Дима с Сергеем. Мы тут, скорее, выступаем как партнёры: помогли в самом начале и готовы помогать в дальнейшем.
– Как происходит отбор на баттлы? Где это происходит, и кто в них участвует?
– На баттлах выступают только профессионалы, гитарные звёзды. Никаких учеников. Участников выбирают Дима и Сергей, среди опытных гитаристов. У них там есть свои критерии: кто лучше играет и в какой технике. Они в этом всём хорошо разбираются, выбирают двух людей с похожей техникой или другими свойствами игры, в тонкостях процесса я не разбираюсь. Там крутая и качественная музыка, никаких дилетантов. Проходили баттлы раньше в клубе Jagger, потом он закрылся – переместили в «Оперу». В общем, нужно просто смотреть – это крутое шоу.
– Есть ли у тебя в планах новые проекты?
– Да. Сейчас один мой товарищ планирует открыть школу танцев и привлечь к этому делу меня. Поэтому в ближайшее время можно ожидать прорыв в сфере танцев. И в дальнейших проектах совместные отчётные концерты «Школы Рока» и школы танцев. Мои дочки и жена очень любят танцевать, а сам я, слава богу, очень плохо танцую, поэтому мне будет интересно смотреть, как люди учатся, и всё у них получается.
Беседовала Екатерина Боснак
Фото Илья Покалякин, а также предоставил Константин Гомелев
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!