Никита Тарасов обучает вокалу в «Школе Рока Север». Ему нет ещё и тридцати, но за плечами уже 8 лет преподавания, несколько музыкальных проектов, и даже созданная рок-опера.
О себе
– Привет! Расскажи, как начинался твой музыкальный путь? Почему в итоге ты выбрал именно вокал?
– Привет! Начну с того, что родился и вырос я в городе Казань. С раннего детства любил музыку во всех ее проявлениях. Кстати, с тех пор ничего не изменилось. А петь, как и по сей день, я любил особенно, еще в детском саду начал выступать как вокалист. Примерно в 5-тилетнем возрасте я сказал маме, что хочу играть на скрипке. В итоге я закончил музыкальную школу по двум направлениям – скрипка и хор класс, а также был солистом в фольклорном ансамбле и занимался эстрадным вокалом. Был лауреатом и участником конкурсов и фестивалей, городских мероприятий.
– Когда появился твой первый музыкальный коллектив?
– Первая рок-группа состояла в основном из участников того же фольклорного ансамбля, имя ей – «Час-Пик», мы даже сумели записать и выпустить небольшой альбом. Интересно, что по типу звукоизвлечения мой голос и скрипка моментами очень схожи. Думаю, что все же голос – это и есть мой первый инструмент, как и у всех на самом деле, просто не многие им пользуются.
Музыкальный колледж я закончил по классу хорового дирижирования. За время обучения там как раз и произошел расцвет и распад группы. Так же в училище я был солистом хора, пел в первой партии тенора, а еще у нас был очень интересный а-капельный квартет с веселым названием «Jolly Guys», с которым мы, как и с хором, не раз занимали призовые места. При поступлении в колледж я знал, что дирижером мне не быть – я уже слишком любил сольное исполнение и рок-музыку. После распада группы, с которой мы исполняли авторский материал, я начал петь в своем первом кавер-проекте, которых в последствии было три.
А после окончания училища практически сразу начал преподавать. На данный момент мне 27, и мой преподавательский опыт уже равен восьми годам. А исполнительский, можно сказать, что двадцати.
– Как началось сотрудничество со «Школой Рока»? Почему для работы выбрал именно её?
– Еще в Казани я начал преподавательскую деятельность в школе с идентичным названием. Было и время, когда работал частным образом. Ну а когда задумался о переезде в прекрасный Санкт-Петербург, мне в голову не могла прийти иная мысль, как поехать работать в «Школу Рока». А куда еще, если не сюда? Только здесь можно найти людей, близких по духу и делать то, что действительно хочешь делать. Также здесь есть нужный набор возможностей для развития твоих учеников и огромный простор для творчества. Я отправил свое резюме, прошел собеседование и с большим удовольствием вступил в команду школы.
– Поешь ли ты сейчас где-то помимо преподавания?
– В данный момент жизни у меня пока нет такой возможности, но думаю, что скоро она появится. Всё же можно сказать, что я являюсь участником группы «Летучий корабль», образованной в основном из моих учеников, а также создателем рок-оперы «Крепость до небес», написанной и сыгранной участниками группы и уже опытными казанскими музыкантами – моими друзьями и коллегами. Первую часть оперы, благодаря идейному основателю и продюсеру Алексею Широкову, мы смогли поставить в одном из лучших концертных залов Казани. В целом, для любительской постановки получилось очень даже неплохое шоу с профессиональной танцевальной группой и авторскими художественными заставками. Опера смонтирована опера как один большой клип. В этом году планировалось доделать всё до конца, но в связи с пандемией сделать этого не удалось. Но, я надеюсь, всё еще получится.
О преподавании
– В чем заключаются основные недостатки самостоятельного обучения? Почему тем, кто хочет освоить какой-либо инструмент, нужно приходить к преподавателю?
– Могу сказать с уверенностью, что недостатков в самостоятельном обучении столько же, сколько и вне его. В обучении у преподавателя только один большой плюс: наблюдать за действием, находясь в близком контакте. Можно всему научиться самому (и таких примеров немало), причем вообще в любом жанре музыки. Такими примерами мы восхищаемся, но для этого нужно обладать хорошим слухом и особым пониманием мира. В понимании и чувстве самих себя в этом мире и скрыты какие-либо таланты. И напрямую способность слышать связана с состоянием мироощущения человека, его психологией и его психикой, а также со всеми вытекающими из этого мерами понимания.
Есть люди, которым надо помочь услышать. Развить хороший слух – это значит развить себя как личность, подняв на новый уровень мышление и восприятие. Но есть люди, которым этот слух дан с рождения. В последствие он или разовьется в музыкальный, или будет помогать человеку совершенно в других сферах деятельности. Если слышащий человек приходит к преподавателю, это не всегда может быть полезнее, чем он сам бы себя развивал, просто наблюдая и пробуя. Ведь настоящее творчество – сугубо личный процесс, и когда ты берешь чужой шаблон и начинаешь пользоваться им как своим, то, по сути, ты делаешь копию, а не развиваешь себя, находясь в поиске своих собственных, индивидуальных шаблонов понимания и чувства. Но чаще люди сами хотят, чтобы им давали уже готовые версии, которыми можно пользоваться.
Если человек вообще не представляет, что такое «слышать», то ему нужно к преподавателю для того, чтобы понять это мышление. И, тогда, возможно, он начнет. Основная задача наставника, на мой взгляд – правильно направить человека, не вмешиваясь в его личный путь понимания. Не заставить сделать, а вдохновить на действие.
– Как часто советуешь заниматься вокалом?
– Я думаю, это немного странный вопрос, ведь ответ очевиден – как можно чаще. Только практика сделает тебя настоящим музыкантом. Не важно на чем ты играешь. Вокал – это особая практика, ведь голос – инструмент, интегрированный в твое тело. Чтобы овладеть его пониманием, тебе надо найти и перепробовать огромное количество положений его звучания. Только практическим способом можно научиться петь или играть. Естественно, чем больше ты пробуешь и делаешь, тем быстрее приходит понимание.
– Действительно ли есть разница между абсолютно бесплатными и крайне подробными уроками на YouTube и обучением в «Школе Рока»?
– Если у тебя есть чувство, понимание и слух, то для тебя нет разницы. Если тебе этого не хватает, то разница огромная. Ведь там говорят основную суть, но ты не способен ее осознать, особенно если ты не пробовал никогда.
– В «Школе Рока» учатся много детей. Как распознать у ребёнка тягу к музыке? С какого возраста его лучше отдавать на занятия?
– Детей действительно немало, что меня не может не радовать, потому что дети гораздо восприимчивее чем те, кто постарше. Тягу к музыке распознать легко: они либо хотят и делают, либо нет. Думаю, что уже начиная с пяти лет можно отправлять учиться. Именно обучение детей и есть настоящее обучение. Всё, что ребенок получит в возрасте до 12 лет, он обязательно использует так или иначе во взрослой жизни. Обучая ребенка, можно не задумываться о том, что ты можешь негативно повлиять на его манеру, подачу или мышление – любое действие будет оказывать только положительный эффект. Конечно, это и потому, что ребенок сам не будет придумывать себе лишние мысли, как это делает подросток или взрослый человек. Ребенок просто делает, если ему нравится, и моментально запоминает. А когда вырастет, уже сам разберется, что ему надо.
– Раньше детей стабильно записывали в «музыкалку» против их воли. Есть ли подобные проблемные случаи сегодня?
– Думаю, подобное до сих пор может случаться на примерах государственных образовательных учреждений, но никак не в частном секторе. В школы подобного характера, а уж тем более в «Школу Рока», насильно вряд ли возможно записать. Лично я с таким никогда не встречался.
– Главное в ученике – это…
– ...что бы он был.
Записаться на занятия к Никите: https://rokshkola.ru
Все выпуски проекта: https://sub-cult.ru/school-of-rock
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!