Олег Кузьмин — обладатель невероятного опыта и знаний в мире гитарного искусства. Наставник «Школы Рока» и новый участник группы Pushking community. Мы поговорили с ним о роли наставника, творческом пути, рецепте идеальной песни и о том, почему в ней важна именно музыка.
— Здравствуйте, Олег! Хотелось бы начать, скажем так, с начала. Можете рассказать о вашем творческом пути до «Школы Рока»?
— Всем привет! До «Школы Рока» я учился, выступал на разных конкурсах гитарного мастерства, а позже, как и многие музыканты, стал работать как участник кавер-проектов, позже — как преподаватель, ну и, конечно, время находилось на коллективы с авторской музыкой. На тот момент, когда я начал работать со «Школой Рока», мой стаж преподавания был совсем скромным — 3 года, и, конечно, без большого потока учеников.
— А как вы попали туда? Почему именно эта школа?
— Появилась мысль поискать частные музыкальные школы. В государственную музыкальную школу и в ВУЗы идти преподавать я не мог, поскольку сам официального музыкального образования не имею. А преподавать хотелось, поскольку это при определённом подходе даёт свои бонусы для музыкального роста. И не только. И вот, поискав в сети, я нашел «Школу Рока». Пошёл на собеседование... Было это в 2016 году. Сейчас 2023-й.
Читайте также
— Вау! Семь лет… За это время вы, наверное, успели много кого обучить. Так что хотела узнать, какую роль наставник играет в становлении ученика?
— Зависит от ученика, от уровня, с которым он приходит к наставнику. Всегда необходимо помнить, что мы имеем дело с живым человеком, у которого есть воля, есть характер, есть свои сложности, своё понимание, свой язык общения, можно сказать. Если темперамент и интеллект человека позволяют ему впитывать информацию, учиться, менять свои привычки, профессиональный и знающий наставник сможет повлиять очень серьёзно. Равно как и непрофессиональный наставник повлияет негативно на студента. А, возможно, и не повлияет. Здесь очень много факторов влияния на разных уровнях диалога между учеником и учителем, и, в зависимости от этих факторов, результат может варьироваться от лучшего к худшему. Может быть, например, и обратная ситуация, когда ученик приходит с мыслью, что всё пойдёт само и без всякого понимания и отчёта для себя в плане того, что есть обучение.
— А бывают ситуации, когда наставник не может помочь?
— Лично у меня бывали ситуации, когда ученик приходит, грубо говоря, отсиживает урочное время, уходит с пустой головой, дома ничего не делает из того, что рекомендовал преподаватель. Если подытожить, обучение — это всегда обоюдный, двусторонний процесс. Ученик должен понимать, что он тоже сюда приходит работать, именно работать, а не просто отдать деньги и волшебным образом обнаружить, что стал лучше играть и понимать музыку. Тут, примерно так же, как в спорте, фитнесе: тренер говорит тебе, как нужно тренироваться, чтобы достичь лучшего результата в кратчайшие сроки, но тренироваться должен ты сам.
— Эх, мало что даётся просто в этой жизни. Но, кстати, сейчас очень много людей — самоучки. В чём преимущество «Школы рока» перед самообразованием?
— Разумеется, в том, что в музыке и в её постижении есть известные работающие пути и схемы, которые ученик не знает, а преподаватель знает. При должном старании ученика с преподавателем, который эти пути уже знает, прогресс пойдёт в несколько раз быстрее. Я бы так сказал: иногда выбор даже скорее стоит между «прогресс пойдёт» или «не пойдёт». В музыке мало просто хотеть, чувствовать и так далее. Всё это — сказки. Понятно и так, что без желания/старания не будет ничего. Но также необходимо и интеллектом работать, понимать, что делать. Соблюдать дисциплину. Логически мыслить.
— И вам удавалось направить таких учеников в нужное русло?
— У меня было огромное количество случаев, когда ко мне приходил самоучка, который много лет боролся с какой-то проблемой, а после нескольких моих корректировок, через полгода-год проблема либо становилась значительно меньше, либо вообще уходила. А человек говорил: «Я в эту сторону вообще не думал, мне казалось, что я просто мало играю». Ну и, конечно, подобные вещи бывали и в вопросах, касающихся не только исполнительского мастерства. Грубо говоря, преподаватель нужен, чтобы показать, как добиться желаемого результата эффективно, быстро и без последствий.
— Какой же главный совет вы даёте своим ученикам?
— Чем чётче вы будете понимать, чего хотите — тем лучше я смогу вам помочь как преподаватель.
— Как понять, что ученик готов к сольному пути? Легко ли вам будет отпустить его?
— Опять же, смотря какие цели у него. Для исполнителей у меня одни стандарты, для композиторов — другие. Стандарты эти придумал не я. Они просто работают в профессиональной музыкальной среде, в той, где люди исполнением и написанием музыки зарабатывают себе на жизнь. Как только ученик хотя бы на 70% показывает, что этим стандартам соответствует — он может идти свободно.
— Звучит очень вдохновляюще! Вы работаете в школе уже давно, поэтому хочется узнать, какое ваше любимое воспоминание оттуда?
— Ой... много их. Сейчас зависним надолго. Очень люблю отчётные концерты, где выступают группы из моих учеников, люблю выступать сам со своими ребятами. Каждый раз, когда у ученика что-то получается, — это тоже огонь. Много такого. Очень много. Если бы этого не было, я бы семь лет не работал в школе. Уж поверьте. Так что счастливых моментов хватало всегда и хватает даже сейчас.
— Со школой разобрались. А как вы попали в музыкальный коллектив Pushking community?
— Мне написал Вилен Хованский — преподаватель и гитарный блогер. Предложил концерт сыграть. Затем сконнектил меня с Мэй Лианом. Кто такой Мэй Лиан — все знают. Поговорили с ним, Мэй Лиан дал мне контакты Константина Шустарева (Кохи).
С Костей поговорили, я ему отправил свои записи, песни моей группы GreatFish. Косте понравилось. Затем всё по классике: он мне отправил несколько записей с их нового альбома Grab Your Wings & G.O.O.H. , я там сыграл записанные партии, которые были указаны, отправил ему. Экзамен, так сказать, сдал. Затем концерт. Кстати, концерт этот вы можете посмотреть как в группе «ВКонтакте», так и на YouTube. Концерт в клубе Jagger 29 апреля. Потом ещё несколько концертов отыграли, пару выездных.
И вот, я в группе! Очень счастлив. Это моя музыка. Я всегда любил классический рок. И ребятам, кстати, нравится музыка моей авторской группы GreatFish тоже. Короче говоря, спелись!
— Теперь, когда у вас есть опыт игры сольно и в составе группы, можете ли вы выделить плюсы и минусы быть в коллективе, а не выступать соло?
— Открою секрет! Ладно, не секрет. Даже если артист выступает под своим именем, у него в любом случае есть группа. Разница только в том, что название проекта — имя артиста. Выступать без группы практически нереально. Конечно, сейчас технически это возможно, но есть огромное количество ограничений, да и живой коллектив всегда будет звучать лучше. Вообще, работать артисту в одиночку невозможно. Если артист хочет себя продвинуть, а тем более — выступать и так далее, ему необходима команда. И это только про рок-музыку, про поп-музыку я вообще не говорю. Там всё понятно: высочайшие профессионалы играют в группах у артистов. Но даже в рэп-музыке, где, казалась бы, хватает просто бит поставить, или минус какой-то, всё равно большие артисты имеют группы. Так что тут вопрос не в плюсах и минусах. Невозможно не иметь группу.
— Показалось, что ваша музыка преимущественно на английском. Почему так?
— Если говорить о Pushking, то у них есть, если не ошибаюсь, три альбома на русском: «10-й круг», «Дорогая» и «Пока я живу». И это прекрасные альбомы. Как и все альбомы на английском.
А если говорить о GreatFish — ну, пишется как хочется, как говорится. Английский очень красиво звучит. Именно звучит. Очень гладко, складно. В рок-музыке английский язык — мировой стандарт. По сути, большая часть популярной музыки делается на английском. Вспомните даже не американскую и британскую сцену, а, скажем, европейскую: ABBA — всю жизнь на английском пели, как и Children of Bodom, Sabaton, In Flames, Gojira, HIM , Nightwish. Хотя они все из Европы. Единственным исключением стали Rammstein. Это исключение, лишь подтверждающее правило: если хочешь ориентироваться на международную рок сцену (и поп сцену) — английский подойдёт очень хорошо. Он простой, он очень приятно звучит, плюс всё лучшее в рок- и поп-музыке было уже написано на нём. Это, можно сказать, общий язык.
— Вы так вдохновенно рассказываете про это. Но если выбирать, как Вам кажется, что важнее: текст или музыка?
— Есть факт: человек запоминает мелодию в сочетании с гармонией. Иногда ритмический рисунок, если мелодия не очень выражена. Либо фразу, если фраза запоминается. Роль текста в музыке очень вторична. Хорошая песня — это запоминающая гармония/мелодия, ритмический рисунок и не слишком затянутая структу ра. Даже в русском роке на самом деле самые успешные музыканты — это те, кто реально пишет хорошо в первую очередь саму музыку. А потом уже тексты. Потому что в музыке играет роль, как ни странно, музыка в первую очередь. Ноты, ритм, форма. Ваша песня может стать популярной, если там хорошая мелодия, даже если текст нелеп, глуп или вообще абракадабрен. А вот если текст имеет литературную ценность, но музыкальная ценность отсутствует — всем будет пофигу. Это уже давно известно и понятно. Дело именно в том, что в музыке должна быть на первом месте музыка. Только тогда песня может зацепить душу и стать популярной.
— Чем вы вдохновляетесь на написание этой самой запоминающейся музыки?
— Буквально всем, чем можно. Любые события, любые мелочи. В первую очередь, конечно, самой музыкой.
— И финальный вопрос. Какой, по вашему мнению, рецепт идеальной песни?
— Это Вы узнаете у меня на занятиях в «Школе Рока»!
Вы тоже хотите выступать на сцене, сниматься в клипах и давать интервью? Воплотить эти мечты поможет «Школа Рока».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!