Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Интервью

Репортажи

Портал Субкультура - портал музыки и сайт о кино

Портал Субкультура один из ведущих интернет-порталов о современной культуре, основанный 1 июля 2011 года.

Портал Субкультура - портал музыки и сайт о кино

Александр Молочников: «Бунтарство – моя стихия»
19 декабря на Малой сцене МХТ им. Чехова состоялся премьерный показ спектакля «Бунтари». В основе постановки - оригинальное сочинение, предпринимающее попытку понять ту внутреннюю силу, что во все времена заставляет человека идти против системы. Бунт, который прозвучит как танец-вспышка на сером фоне эпохи. Об энергетической природе мятежной души и о том, как связан Ленинградский рок-клуб с манифестами тайных обществ нашему корреспонденту Екатерине Балуевой рассказал режиссер «Бунтарей» Александр Молочников.

О постановке

— Расскажите, что послужило идеей-первоосновой для создания такой бунтарской постановки?
— Автор идеи: мой папа - Александр Молочников-старший. Но он хотел провести параллель между народовольцами и панками 90-х. В итоге, все это выросло в какой-то замес на тему бунтарства: народовольцы, декабристы, рок 80-х. Захотелось исследовать бунтарское пространство как некое единое поле. Есть молодые ребята в любое время дня, ночи, года, века…с ними что-то происходит и заставляет их противиться системе: семьи, государства, дружбы.
— Как вы относитесь к прототипам персонажей, к тем же декабристам? Ведь это были очень образованные люди с блестящим положением в свете, большими перспективами…а вышли все же на Сенатскую…
— Наш спектакль – как раз постановка вопроса, как к ним относиться. Нет четких ответов: однозначно прекрасные они или однозначно ужасные. В целом, явление бунтарства мне очень близко, это моя стихия, и почти все эти люди вызывают уважение. За исключением, конечно, каких-то отъявленных, кровожадных маньяков типа Нечаева.
— Нечаев у вас в спектакле очень обаятельный получился. Он когда только появляется – его играет голубоглазый, харизматичный Александр Кузнецов – сразу все внимание к нему устремлено.
— Зло всегда обаятельно, иначе не сработает. Нечаев – в чистом виде террорист, такой настоящий убийца, демиург идеи насилия. Хотя остальные тоже формулировали идею насилия в своих программах. Пестель с его манифестом, где все подробно прописано: там совершенно диктаторский режим с органами государственного благочиния типа КГБ, который будет следить за всеми тайными желаниями и мыслями.
— Антиутопия дальше начинается…
— Антиутопическое государство, причем в основе именно утопические идеи о всеобщем равенстве и благоденствии, как он говорит… Мне непонятно, как может не возникать чувство любви или хотя бы влюбленности в декабристов, народовольцев, которые ходили в народ – это глупо, обаятельно страшно…
МХТ, Бунтари, Александр Молочников
— Наивно?..
— Местами наивно, но на самом деле - наивным это кажется сейчас, в силу того, что появилось много каких-то нелепостей и абсурда вокруг этой темы. Например: декабристы, идя на Сенатскую площадь, отдали честь царю, а потом пошли его свергать. Но для меня это абсолютно героические люди! Просто есть некое явление русского морока, который любые благие идеи так или иначе засасывает, и они все улетают в трубу. Все превращается в ад.
— Как современная молодежь оценит ваш спектакль, эти претенденты на роль «молодой шпаны»?
— Мне бы хотелось, чтобы спектакль вызывал чувство неловкости у современной молодежи: за себя, за происходящее сегодня, за свое бездействие. Это и сподвигло сделать спектакль. То, что сейчас нет совершенно никакого хоть сколько-то массового, даже, скажем, маргинального, но именно бунтарского движения - это страшнее, чем то, что вообще происходит.
— Вы же пытаетесь противостоять этой серой массе своим спектаклем, расшевелить, растормошить ее?
— Скорее мы пытаемся понять правду относительно этого времени – рока 80-х, словить ощущение этих людей, этих «придурков» в прекрасном смысле этого слова, которые устраивали квартирники на пустом месте. Это же было замечательнейшее явление, когда в жутком пространстве Советского Союза 80-х, таком массово сером, появляются замечательные и талантливые люди типа Курехина. И когда в квартирах, в ДК возникают вещи, которые совершенно не вписываются в окружающий антураж, которые вызывают у всех удивление. Я думаю, мне не удалось сделать такой спектакль, который бы вызывал ту реакцию, которую вызывали концерты «Поп-механики» в 80-е. Сейчас должна быть какая-то цель, провокация, чтобы кто-то удивился. «Бунтари» - провокативный спектакль, но не провокативная акция, как, скажем, акции Павленского. Попытка поймать драйв того времени, понять самочувствие этих людей, чтобы это все-таки был концерт, а не игры людей театра в музыкантов.
МХТ, Бунтари, Александр Молочников

О Юрии Бутусове

— Мне показалось, что у вас в спектакле есть отсылки к творчеству Юрия Бутусова…
— Я люблю очень спектакли Юрия Николаевича, я их все смотрел. Меня это сильно вдохновляет. Я вам открою такую тайну: мы даже репетировали под какую-то музыку из его спектаклей, но потом, естественно, она была заменена. Юрий Николаевич – это большой художник. Для меня равнозначные фигуры - Достоевский и Бутусов. Конечно, глупо их сравнивать, но линия народовольцев - можно с тем же успехом сказать, что она навеяна романом «Бесы». Но какие-то вещи спровоцированы спектаклем Юрия Николаевича. Хорошо, что ассоциации возникают именно с этим режиссером, а не с каким-нибудь другим.
— У Бутусова есть такая фраза: «До тех пор, пока человек стремится выйти за пределы своей предопределенности – он жив», вот что вы думаете об этом? Тоже ведь бунтарская идея…
— Думаю, как ее переиначить в контексте нашего спектакля… «Человек остается жив, пока он не становится мудаком».
— Вообще какие спектакли и фильмы повлияли на вас?
— Я с детства часто посещал театр, с 11 лет где-то я стал ходить на все. А началось с Додина, какой-то фанатизм Додиным страшный. Кстати, все говорят – Бутусов, а на самом деле, конечно, мой спектакль гораздо больше имеет отношение к ранним спектаклям Андрея Могучего. «Не Гамлет» - вот, пожалуй, мой любимый спектакль Могучего, он дико смешной. Я помню, у меня рвался живот от смеха на этом спектакле. Я не видел, к сожалению, «Петербург» и «Школу для дураков», но «Иваны», «Между собакой и волком» - эта перформативность постоянная у него в спектаклях и необязательность костюмов, декораций, такая как бы случайность - очень сильно повлияли на «Бунтарей».

О подборе актёров

— Расскажите о подборе актеров. Например, как в вашем спектакле появился петербургский актер Илья Дель?
— Деля я знаю достаточно давно как артиста. Я слышал много про него, еще когда сам был актером, все говорили, что есть такой мощный театральный артист Илья Дель. Вася Бархатов, с которым мы работали, делал с ним спектакль по Шиллеру. И, конечно, его Соленый в «Трех сестрах» Бутусова меня как-то совершенно поразил, очень он круто там играет. Мне показалось, что вообще нужно было набрать для этого спектакля какой-то синдикат людей хотя бы частично с такой ярко выраженной бунтарской природой. Не было распределения ролей – оно появилось уже через несколько недель после того, как он репетировал. Илья пробовал одну роль, другую, третью, все, кстати, менялись ролями постоянно. И потом вдруг… мы читали, читали, читали - и вдруг как-то поняли, что Дель будет играть Германа Лопатина, но не было стопроцентной уверенности, что Лопатин будет главным героем. Все строилось в процессе.
МХТ, Бунтари, Александр Молочников
— А как возник такой сияющий, летящий Пушкин? Григорий Сиятвинда идеально создает образ.
— Мы и думали, как вообще создать Пушкина на сцене, потому что непонятно, как его играть – он гений. Хотелось какого-то решения Пушкина через призму вот этого галлюциногенного бреда и особой природы юмора питерской тусовки 80-х. Бунтарство – это сознательная позиция, тут очень важно либо сыграть убедительно, либо ее придерживаться. А большинство артистов просто пытаются понять что-то про себя в профессии.
— А у вас есть какой-то свой метод работы с актерами?
— Метода нет, но стараюсь готовиться к репетиции, довольно много готовлюсь. Но при этом очень важно не превращать процесс в такую «фабрику сцен» – типа сделали, сделали, сделали… Нужно поймать эту грань между тем, что существуем и что-то пробуем и междусобойчиком бардовским «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
— Спектакль производит впечатление такого сумасшедшего калейдоскопа, глаз едва хватает, чтобы все впитать. Вы не боитесь, что за такой внешней калейдоскопичностью зритель сюжетную нить утратит?
— Мне не кажется, что он ее утрачивает. Да и она имеет второстепенное значение. Главное: ощущение просто, энергия, чтобы она была поймана точно. Если эта энергия переходит в действие артистов и в стремлении что-то подвинуть вот здесь и сейчас, на этой площадке собрать революционный кружок и повести за собой к чему-то людей. Главное - порыв убедить толпу вокруг в том, что твои идеи необходимо заметить.
— Почему в спектакле нет большевиков? Ленина? Они ж тоже пытались переделать мир? И переделали…
— Мы выбрали тех, у которых очевидно не получилось привести мир к революции. Может, сделаем когда-нибудь «19.17».
Фотографии Владимира Майорова, Екатерины Цветковой, Галины Фесенко и Екатерины Балуевой.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 
TAGS:

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика