«Портал Субкультура» и музыкальная школа «Школа Рока» продолжают совместный совместный спецпроект, посвящённый её наставникам и ученикам. На очереди наставник Никита Сухарев – преподаватель гитары в «Школа Рока Юг». Никита рассказал нам о том, как начинался его музыкальный путь, сколько времени и как правильно нужно заниматься гитарой.
О себе
– Привет! Расскажи, как начинался твой музыкальный путь? Какой был первый музыкальный инструмент?
– Привет! В первую очередь нужно отметить, что я рос в музыкально-артистической семье. Мой отец был музыкантом, профессиональным баянистом (как бы сейчас это смешно не звучало) и работал в Русском Народном Уральском Хоре. А мама моя была там же артисткой балета. Так что в нашем доме, благодаря отцу, всегда было много музыки, и совсем не «Калинка-малинка» или «Ой мороз, мороз…», а Abba, Stevie Wonder, Space, Bonnie Tyler, Queen, Pink Floyd. – их песни я слышал с детства.
И в 6-ом классе школы, когда мне было лет 12-13, я попросил у родителей 65 рублей. 25 – на акустическую гитару, что продавалась в магазине «Музыкальные товары» и 40 – на 5-ти месячные курсы гитаристов, что были в ДК Дзержинского. Естественно, родители поддержали моё желание. Но из этого ничего не получилось. Преподаватель на этих курсах был настолько «не очень» (не объяснял как настроить гитару, как правильно её держать и как правильно брать аккорды), что через месяц занятий я абсолютно ничего не мог сыграть на гитаре, увы... И через какое-то время я променял гитару на скейтборд, а тогда еще это не было «мейнстримом»!
– После этого осталось желание заниматься?
– Да, и любовь к музыке не прошла, а только ещё больше возросла после того, как я услышал более роковые вещи, такие как: Judas Priest, Ozzy Osbourne, Accert, AC/DC и конечно же Iron Maiden! Их музыка изменила мою жизнь навсегда. И в 8-м классе я уже был упёртым меломаном и, к ужасу моих родителей, в компании одноклассников и друзей со двора (объединённых музыкальными пристрастиями) еженедельно ездил на «тучу» где мы покупали и обменивались виниловыми пластинками (CD тогда еще не было) и переписывали на кассеты эту «дьявольскую музыку».
– Когда и как появилась твоя первая группа?
– Уже на первом курсе техникума мы собрали нашу первую рок-группу, в которой я был назначен барабанщиком, потому что остальные вакантные места (гитариста, басиста и вокалиста) уже были заняты. У нас даже было несколько песен, но группа всё равно развалилась. И мы вместе с нашим тогдашним вокалистом решили продолжать нашу (если уместен такой термин) творческую карьеру. Ему хотелось не только петь, но и одновременно с этим играть на бас-гитаре. А у меня душа всё-таки лежала к струнам. К тому моменту, а тогда уже в числе музыкальных фаворитов у меня были Metallica, Slayer, Kreator, Sodom, я старался хоть что-то изобразить на гитаре. И, как мне тогда казалось, у меня это получалось...
Мы решили, что для полноценности нашей новой группы нам нужен ещё как минимум один человек. Если он будет гитаристом, то я буду играть на барабанах. А если он будет барабанщиком, то я буду играть на гитаре. И мы нашли барабанщика...
– Почему в итоге ты выбрал именно гитару?
– Моей первой электрогитарой естественно был шедевр отечественной музыкальной промышленности под названием «Урал», инструмент, который я купил с 50% скидкой в магазине, потому что у него был отбит лак на корпусе, очевидно вследствие падения. Картину дополнял усилитель «УЭМИ-50» с колонкой и педаль перегруза «Лель Драйв-Дисторшн». Звук был просто «сногсшибательный» ... =)
Мне всегда нравился, буквально завораживал, звук гитары. Это началось ещё в детстве, когда я увидел и услышал, как играл на гитаре один из отцовских друзей. А позже, когда пришло понимание, что моя любимая музыка играется на гитаре с драйвом, любовь к гитаре укрепилась окончательно.
Плюс ко всему гитара настолько глубокий в музыкальном плане инструмент, что как долго бы ты на ней не играл, всегда найдется поучиться чему-то новому.
– Как началось сотрудничество со «Школой Рока»? Почему для работы выбрал именно её?
– Сотрудничество началось в 2013-м году. Периодически, посещая выступления молодых рок-групп в небольших клубах, я часто видел, что выходящие на сцену ребята, к сожалению, не могли полноценно реализовать и выразить свои творческие идеи и замыслы, в большинстве случаев по причине недостаточного уровня владения инструментом… Поэтому я подумал, что тот опыт и навык, что у меня есть по части гитары, может быть полезен начинающим гитаристам, чтобы их музыка и исполнительское мастерство стало лучше.
После собеседования с Костей, хотя скорее это была непринуждённая дружеская беседа, и знакомством с работниками я был очень приятно удивлён той дружественной атмосфере, которая была в «Школе Рока». Несмотря на то, что прошло уже много лет и многие работники сменились, но та самая «тёплая и ламповая» атмосфера всегда присутствует, являясь теперь уже «визитной карточкой» и неотъемлемой частью нашей школы.
– Играешь ли ты сейчас в какой-то группе помимо преподавания?
– Да, конечно. Вместе с моим другом и преподавателем ударных инструментов, мы реализуем наши творческие идеи в группе Slaughter Charge. Скоро у нас будет ещё один мини-альбом, работа над которым, к сожалению, затянулась из-за карантинно-самоизоляционных мер. Так что, когда жизнь вернётся в традиционное русло, мы будем рады видеть Вас на наших концертах!
Читайте также
О преподавании
– В чем заключаются основные недостатки самостоятельного обучения? Почему тем, кто хочет освоить какой-либо инструмент, нужно приходить к преподавателю?
– В первую очередь дело в индивидуальности. Каждый, кто приходит в «Школу Рока» учиться музыке, имеет свои особенности и музыкальные предпочтения. Кто-то любит «Кино» и «Чайф», а кто-то хочет научиться играть как Metallica или Rammstein. Из этого и складывается учебный процесс и последовательность наработки необходимых (как практических, так и теоретических) гитарных навыков. Очень важно (особенно на начальных этапах обучения), чтобы это происходило под наблюдением преподавателя. Особенно, такие фундаментальные аспекты, как правильная постановка рук, аппликатурное и гармоническое видение гитарного грифа, чувство ритма и т. д.
– Как часто советуешь заниматься игрой на инструменте?
– Большинство гитаристов, даже известных и с мировым именем, рекомендуют заниматься на гитаре как можно чаще. Регулярность и практика – залог успеха в любом деле, а в гитарном – особенно!
Исходя из наших реалий (у всех работа, учёба и т.д.), я бы рекомендовал по возможности: 3-4 раза в неделю по 3-4 часа. Или, как минимум: 2-3 раза в неделю по 2-3 часа.
Нужно понимать, что игра на гитаре – это совсем не то, что научиться ездить на велосипеде, например, когда ты однажды поймал равновесие и поехал. Гитарные навыки нужно постоянно поддерживать, развивать, оттачивать и повышать своё исполнительское мастерство.
– Действительно ли есть разница между абсолютно бесплатными и крайне подробными уроками на YouTube и обучением в «Школе Рока»?
– Конечно! Безусловно, много гитарных интернет-блогеров разной степени профессионализма, показывают на YouTube массу полезных «фишек». Они, конечно, могут быть полезны (например, для уже опытного гитариста, который хочет ещё больше «прокачать» какой-то определенный свой гитарный навык), но в большинстве случаев фрагментарны и разрозненны, а потому не дают полного и системного подхода к процессу обучения как таковому. И только регулярные занятия с живым преподавателем, контроль за процессом обучения, могут дать значительно более весомые результаты. Ну и естественно, то, о чём я говорил ранее, это индивидуальность подхода к каждому ученику.
– В «Школе Рока» учатся много детей. Как распознать у ребёнка тягу к музыке? С какого возраста его лучше отдавать на занятия?
– Если у ребенка есть тяга к музыке, это видно сразу. Он любит подпевать песням, которые слышит. А если хоть немного попадает в ноты – то это прекрасно. Если барабанит по столу и при этом попадает в ритм музыке – это просто замечательно. По таким нехитрым, на мой взгляд, признакам можно и распознать в ребёнке будущую рок-звезду.
Что касается гитары, я думаю, что с 10-12 лет можно пробовать начинать держаться за струны. К этому моменту пальчики уже почти выросли, начинает складываться музыкальный вкус и формируется сознание. В мировой гитарной практике есть, конечно, исключения, кто-то взялся за гитару в 7 лет, а кто-то в 17, но по моему скромному мнению: 10-12 лет – оптимальный возраст для детей.
– Раньше детей стабильно записывали в «музыкалку» против их воли. Есть ли подобные проблемные случаи сегодня?
– Сейчас таких случаев практически нет. Если ребёнок чувствует тягу к музыке и хочет научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, и родители приводят его в «Школу Рока», то это его личный и осознанный выбор!
– Главное в ученике – это…
– Терпенье. Труд. И любовь к музыке.
Записаться на занятия к Никите: https://rokshkola.ru
Все выпуски проекта: https://sub-cult.ru/school-of-rock
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!