Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Новости

Портал Субкультура - портал музыки и сайт о кино

Портал Субкультура один из ведущих интернет-порталов о современной культуре, основанный 1 июля 2011 года.

Портал Субкультура

Василий Шумов («Центр»)

Мы решили взять интервью у легендарного московского музыканта Василия Шумова, лидера группы «Центр», которые одними из первых начали играть новую волну в СССР. С ним интересно разговаривать не только как с музыкантом, но и просто по-человечески.

О русском роке

- Группа «Центр» выпускалась в серии сборников «Легенды русского рока». Что для Вас значит быть Легендой русского рока?

- Когда выходили эти сборники, а это было в середине 90-х годов, я жил в Лос-Анджелесе, и поэтому почти никакого отношения к ним не имел. Легендой я себя не ощущаю, это неправильное слово. Русский рок для меня это рок-музыка на русском языке, имеющая свою оригинальность и самобытность.

- Для некоторых словосочетание «русский рок» это вообще ругательство...

- Да, даже появилось такое слово «говнорок». Чаще всего подобный «рок» больше похож на блатняк, русский шансон и всё в таком духе.

- Вы будете презентовать в Питере 31 октября новую программу «Басустика», в которой главную роль играет бас-гитара. Почему именно бас?

- В какой-то момент я заинтересовался историей развития бас-гитары в рок-музыке. Я изучил эволюцию баса с 60-х годов и даже написал на эту тему исследование, которое можно прочитать в моём блоге http://www.vasilyshumov.com/ Постепенно появилась концепция нового альбома: методом сознательного ограничения в использовании различных инструментов и технологий современной записи, сделать альбом, в котором будут звучать лишь бас-гитара, драм-машина, электронные эффекты и голос. Так появилась «Басустика». А вообще, я стал басистом ещё в школе, когда мы собрали нашу первую группу, в которой играли каверы на западный рок. Я был там самый молодой. Бас-гитара считалась непрестижным инструментом в группе, но, тем не менее, на басу кто-то играть должен, и этим занялся я.

- А кто ваш любимый басист?

- Как такового одного фаворита у меня нет. Но на меня несомненно повлияли все те, на ком я учился играть, чьи песни мы снимали: Beatles, Deep Purple, T-Rex, Creedence, и так далее. А для сравнения насколько эволюционировала бас-гитара послушайте композицию Michael Manring «Helios».

О русском рэпе

- Несколько лет назад появилась рэп-группа, которая фактически украла название «Центр»,несмотря на то,что Ваша группа появилась почти за 30 лет до их появления. А как вы в целом относитесь к рэпу?

- К рэпу я отношусь нормально.

О трибьюте

- Была информация о готовящемся трибьюте группы «Центр». Что стало с этой идеей?

- Когда появилась эта идея, я ещё жил в Америке, поэтому никакого отношения к этому не имел. Мои песни исполняли самые разные группы, известные и молодые. Иногда ко мне обращались, спрашивали разрешения исполнить что-то из моих песен. Я отвечал «Без проблем». Таким образом скопилось очень много различных каверов на «Центр». А сам альбом так и не выпустили, все эти каверы группы сами выкладывали в интернет или выпускали на своих релизах. Вот «Би-2» исполнили песню «Привет тебе», Найк Борзов записал «Горизонтальные люди», ещё кто-то...

О гражданской позиции

- У нас портал музыкальный, однако я не могу не затронуть тему политики, тем более, Вы известны своей активной гражданской позицией. Сейчас все, в том числе и в музыкальном сообществе разобщены на фоне происходящих в мире политических событий. Как вы это можете прокомментировать? Вот, например, цитата из интервью Петра Мамонова, которое он дал нашему порталу: «Хорошо» не всегда предполагает глаженье по шерсти. Иногда надо и в морду дать! Иногда надо и в Украине стрелять в обезумевших. Все надо: и воевать надо, и родину защищать, и убивать иногда надо.

- Высказывание это крайне неудачное, граничащее с уголовщиной и международным трибуналом в Гааге. А так действительно все разобщены. Приспособленцы предпочитают молчать. Вот сейчас идёт травля Макаревича. Несколько лет назад к юбилею группы «Машина Времени" был организован огромный трибьют. Около сорока групп и исполнителей пели песни Макаревича и возносили ему дифирамбы. Где они все сейчас? Куда они делись? Почему не организуют, например, концерт в его поддержку? Никому ничего не надо, каждый на своей грядке, мол, я никого не трогаю, не трогайте меня.

Об интернете

- Перейдём к более позитивным темам. Василий, Вы вовсю пользовались интернет технологиями для записи и распространения своей музыки уже давно, ещё в те годы, когда Интернет не был так развит. Как вы оцениваете сегодняшнее информационное пространство?

- Я считаю, что это всё прекрасно. Людям доступно то, что раньше приходилось искать с большим трудом. Вот недавно мы были с женой за границей, там, будучи в гостях я наблюдал следующую картину. Там присутствовали люди моего возраста и даже постарше. И хозяин дома отвечал за музыкальную составляющую вечеринки. У него был айфон, который был подключен к стриминговому порталу. Сам айфон был соединен с домашней аудио-ситемой по bluetooth. Он ставил музыку, гости просили что-то поставить, он сам что-то вспоминал, люди наслаждались общением друг с другом и слушали хорошую музыку. Это были не какие-то эрудиты-меломаны, а простые дядьки и тётки, это было простое застолье. Представьте, каково было бы,скажем, с кассетным магнитофоном! А так, вспомнил-сразу нашёл-включил. Это замечательно!

- Не так давно Вы выпускали сборники «Содержание». Будет ли продолжен этот амбициозный проект? Помнится, вы обещали выпустить 10 сборников.

- Конечно. Следующий сборник будет в процессе создания в 2015 году, и он будет посвящён 50-летию электронной музыки. В 1965-ом году, американский композитор Steve Reich записал композицию It’s Gonna Rain, которая стала вехой в развитии музыки, создаваемой при помощи технологий. Так что творческая акция «Содержание» продолжается.

- В русском роке было принято искать какие-то аналогии с западной музыкой. Грубо говоря, Гребенщиков - Дэвид Боуи, «Кино» - New Order. Некоторые сравнивали «Центр» с Kraftwerk. Что Вы можете сказать об этом?

- Мне сложно искать какие-то параллели, но если кто-то сравнивает нас с Kraftwerk, то это лестно. Мы начали играть электронную музыку ещё в советское время, когда этого практически никто не делал. Одалживали синтезаторы и драм-машины на день, писались на катушечные магнитофоны типа «Ростов».

- Абстрактный вопрос. Многие альбомы у вас выполнены в стиле тяжёлой электроники, а это непривычно для уха широкого массового слушателя. Василий, зачем же вы идёте таким сложным путём? Играли бы простую музычку, выступали бы сейчас на «Нашествиях»...

- Потому что я не являюсь рок-исполнителем в общепринятом понимании этого слова. Быть рок-звездой значит следовать формуле шоу-бизнеса, делать то, чего от тебя все ждут. Вот например Элис Купер - типичная рок-звезда. Вот уже почти 50 лет лет он поёт совершенно одинаковые песни, воплощая определённый сценический образ, от которого он уже не может отойти.

- Как вы можете прокомментировать песню Виктора Цоя «Бошетунмай», в котором есть некоторый стёб в сторону «Центра»?

- Не знаю, что он имел в виду, об этом лучше бы спросить у него самого.

- Видимо, этот вопрос останется без ответа! Вы один из первых отечественных музыкантов, кто начал записывать кавер-альбомы. Сначала у вас был альбом «Любимые Песни» с вариациями шлягеров советской эстрады, потом альбом «Шумовидение», в котором перепеваются Цой, Гребенщиков, Науменко и Башлачёв...

- Да, ещё был альбом «Короли поэзии в трансе». Как-то раз, когда я жил в США, мне попался сборник советской поэзии в стиле соцреализм. Откуда он там взялся, я даже не знаю. И вот мне пришла идея записать эти стихи под уже готовые треки техно-групп. То, что получилось, можно назвать «пост-каверы».

- Ваша дискография необычайно широка. Несколько десятков альбомов «Центра», сольные альбомы, плюс различные сборники и побочные проекты. Как вам удалось успеть за свою жизнь СТОЛЬКО записать?

- Всё дело опять же в том, что я не являюсь рок-исполнителем в традиционном понимании этого слова. У меня есть полная свобода творчества, я могу записывать и выпускать то, что посчитаю нужным. Сам продюсировать свои альбомы я начал ещё в 80-х. Многие музыканты жалуются, что у них нет возможности делать то, что они хотят. Ну а я никогда не тратил время на жалобы, а просто делал то, что мне нравится.

- А вы сочиняете в первую очередь для себя или для людей?

- Я сочиняю так, чтобы нравилось мне. И при этом я интуитивно понимаю, что если это нравится мне, значит кому-то ещё это тоже понравится.

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

 
16+